SkyWay – не миф: небесную дорогу уже строят

SkyWay - один из очень немногих инновационных проектов а мире сегодня, в котором могут принять полноправное участие те, кого зовут  " простые люди " и  стать совладельцами крупнейшей транспортной инфраструктуры будущего. Не пропустите свой шанс.


Корреспондент «РЖД-партнёр» Александр Солнцев побывал в минском офисе SkyWay, «чтобы посмотреть на все своими глазами и побеседовать с основателем транспортной системы SkyWay там, где, собственно, и зарождается уникальный инновационный проект».

В интервью   генеральный конструктор А. Юницкий ответил на множество интересных вопросов и о самой технологии SkyWay, и о строительстве испытательно-демонстрационного полигона в Минске.


источник http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/skyway-ne-mif-nebesnuyu-dorogu-uzhe-stroyat/

SkyWay – не миф: небесную дорогу уже строят

10.10.2016 10:55:37

Анатолий Юницкий – отечественный самородок, инженер, ученый, изобретатель. Корреспондент ИА РЖД-Партнер.ру специально побывал в Минске, в офисе ЗАО «Струнные технологии», чтобы посмотреть на все своими глазами и побеседовать с основателем транспортной системы SkyWay там, где, собственно, и зарождается уникальный инновационный проект.

SkyWay – не миф: небесную дорогу уже строят

Струны против маглева и гиперпетли

– Анатолий Эдуардович, для чего нужен струнный транспорт?

– Если проложить струнные дороги к каждому дому, человек сможет добраться очень быстро в любое нужное ему место. Логистика будет другой, скорости – иными. А закрыть транспортные потребности населения можно будет гораздо более компактной сетью, чем все виды существующих сообщений.

А чем струнный транспорт отличается от других видов систем для перемещения пассажиров и грузов? Насколько он эффективен?

– Основа технологии SkyWay – инновационный струнный рельс. Есть несколько вариантов его конструкции, но базовый выглядит так. Пучок предварительно напряженных стальных канатов помещается внутрь металлического корпуса, полости внутри которого заливаются специальным бетоном. Сверху над корпусом монтируется плоская головка рельса. На нее опирается цилиндрическое стальное колесо.
В струнном транспорте используется целый ряд запатентованных систем, которые обеспечивают высокую скорость передвижения и очень высокий коэффициент полезного действия. Мы добились отличной аэродинамики.

Между тем на преодоление сопротивления воздуха при скоростном движении тратится более 90% энергии. Струнные системы подняты над землей. У них нет эффекта экрана – резкого увеличения аэродинамического сопротивления из-за близости подвижного состава к инфраструктурному полотну. Теоретический предел коэффициента аэродинамического сопротивления – 0,04, а наши ноу-хау позволили снизить этот показатель для юнибуса и юнибайка до 0,05.
Такие результаты – не математические расчеты, они получены путем продувки в аэродинамической трубе. Это запротоколировано, а изобретения запатентованы.

Наши ноу-хау и патенты обеспечивают коэффициент полезного действия около 99,8%. Высокоскоростной SkyWay не требует массивных конструкций для путевой инфраструктуры – она состоит из облегченных элементов для крепления струн и противосходной системы. Поэтому ее стоимость – от $3 млн за километр пути. И его эксплуатация не требует дополнительной техники, например, для очистки от снега и наледи.

– А что можно сказать в этом плане про другие инновационные транспортные системы?

– Они значительно уступают тому, что предлагаем мы.
Например, подвижному составу на магнитном подвесе сложно преодолеть скорости свыше 500 км/ч. У него есть так называемая юбка для стабилизации поезда и его поднятия поезда над полотном. Значит, неизбежен высокий коэффициент аэродинамического сопротивления. Это очень энергозатратный проект.
Кстати, мало кто знает, но перед поездкой составов на высокоскоростной трассе на линию выпускают специальную машину для очистки пути: она должна смести мелкие камни, опавшие листья – все это может быть губительным. Ведь зазор магнитного подвеса – всего в сантиметр. Путевая инфраструктура требует установки множества кабелей, электрических катушек, коммутаторов и сложных устройств. И все их необходимо постоянно обслуживать. Линейный двигатель имеет коэффициент полезного действия не более 50%.

Если вот так по целому ряду параметров сравнивать струнные системы с поездом на магнитном подвесе, то вывод получается один и тот же: маглев – это красивый, но очень дорогой проект.
К слову сказать: Siemens потратил на разработку поезда маглев €6,5 млрд. А сегодня этот проект закрыт как нерентабельный. Действует только участок в Шанхае, вложения в создание которого никогда не окупятся: 1 км такой системы обошелся в €100 млн.
Недавно была представлена разновидность поездов на магнитном подвесе, разрабатываемая для внутригородских перевозок израильской компаний SkyTran при поддержке NASA (США). Она объявлена менее затратной и энергоемкой, чем технология маглев. Однако SkyWay дешевле и эффективнее этой системы в 3–5 раз.

Сравнивая SkyWay с гиперпетлей, я бы отметил два принципиальных момента: во-первых, подвижной состав просто подвесить в вакууме нельзя. Нужно чем-то поддерживать транспортные капсулы – для этого можно использовать колесо или другое устройство: магнитолевитационное либо антигравитационное. Последнее, правда, пока из области фантастики, но теоретически возможно.
В начале 2016 года Илон Маск, основатель компаний SpaseX и Tesla Motors, выбрал наиболее простой вариант: при испытаниях продемонстрировал линейный двигатель на колесной тележке. Это не более чем имитационная модель. В конце осени обещано испытание образца подвижного состава в трубе. Однако то, что мне удалось узнать, дает основания утверждать: публике вновь хотят представить некую модель. Причем в той фанерной трубе, которую сегодня строят, глубокий вакуум не удержать. Или же это будет небезопасная конструкция, которой еще далеко до промышленного образца. SkyWay дешевле и эффективнее гиперпетли в 10–15 раз.

– Говорят, что SkyWay внешне похож на подвесную канатную или балочную дорогу. В чем между ними принципиальное различие?

– Канатные и балочные дороги устроены по-другому. Они не могут обеспечить те характеристики, которые гарантируем мы. Соответственно, такие дороги не могут перемещать пассажиров или грузы с такой большой скоростью, как системы SkyWay.
Подобные дороги имеют и множество других ограничений, преодолеть которые невозможно из-за особенности применяемых в них конструкций. Традиционная балочная эстакада создается из отдельных конструкций, которые необходимо не просто разместить на опорах, но и укрепить – арками, вантами, стальными балками.
Напряженные конструкции SkyWay – неразрезные. И они втрое прочнее традиционного моста. Вот почему струнные пути можно сделать легче. Это позволит сэкономить металл по сравнению с известными балочными сооружениями и при этом прекрасно выдерживать нагрузки.

При провисающей конструкции на спуске юнибусу дополнительное ускорение придает гравитация, а на подъеме – та же сила тяжести Земли выполняет роль тормоза. В таком случае на маршруте используется еще и рекуперация электроэнергии.
По энергозатратам система SkyWay на порядок эффективнее трассы с прямолинейной путевой структурой.
Если же сравнивать SkyWay с монорельсовой дорогой, то себестоимость строительства у нас меньше в 12 раз. На 1 км трассы в сравнении с нею мы можем сэкономить до 500–700 т стали и 15–20 тыс. кубометров бетона.
Кстати, если уж говорить об эффективности затрат, то городская система SkyWay обойдется значительно дешевле даже трамвайных путей, притом что скорость движения на ней может достигать 150 км/ч.

Юнибусы пропишутся в «ЭкоТехноПарке»

– Кто помогает Вам в реализации Ваших проектов?


– Еще 2 года назад в фирме, которая занимается разработками SkyWay в Минске, я был единственным сотрудником. Теперь у нас в штате работает около 200 человек. Действует 15 конструкторских бюро, занимающихся разработкой путевой структуры, инфраструктуры и подвижного состава. Имеется свое опытное производство, где идеи конструкторов воплощаются в металле, стекле и пластике
SkyWay – это не миф, не выдумки. Вы могли это все увидеть своими глазами в нашем офисе. Он занимает три этажа в высотном корпусе бизнес-центра. У наших конструкторов современные программы для электронного проектирования.

– Да все, это впечатляет. А тот подвижной состав, который вы демонстрировали на выставке в Берлине, был изготовлен на вашем опытном производстве?

– Именно там. Мы располагаем достаточными техническими возможностями. У нас есть партнеры по кооперации с самым современным оборудованием.
Благодаря этому мы представили на «Иннотрансе-2016» не модели, а промышленные образцы юнибуса и юнибайка. Затем в Минске они демонстрировались в рамках Белорусской транспортной недели. А вскоре, как мы рассчитываем, на этих же аппаратах можно будет прокатиться по реальной струнной дороге в нашем «ЭкоТехноПарке», где мы строим демонстрационные участки.
Всего год назад площадка под будущий «ЭкоТехноПарк» представляла собой заросший бурьяном танковый полигон, почва которого была перепахана гусеницами. Теперь территория обустроена. Кругом – газоны. На нескольких гектарах высаживают яблоневый сад.

– Зачем такие излишества?

– Ну, мы же не только промышленное строительство затеяли. Парк – это символ экологической составляющей проекта. Струнный транспорт подвешивается над землей. А значит, он должен освободить значительные территории от асфальтовых дорог, которые сейчас опутывают Землю. Наконец, сад – это жест благодарности частным инвесторам.
Я за свою жизнь обжегся на проектах, в которых инновационный проект целиком зависит от господдержки. Мне пришлось на собственном опыте увидеть, когда компаниям сначала открывали бюджетное финансирование, а потом, если в самый разгар реализации проекта вдруг обстоятельства изменялись и находился повод срочно направить средства на какие-то иные цели, то инновационные идеи откладывали до лучших времен. Аналогично поступали и некоторые олигархи, для которых пристроиться к инновации оказывалось просто таким способом саморекламы.
Сейчас SkyWay использует схему краудинвестинга. В нее вовлечено около 80 тыс. инвесторов, еще около 500 тыс. активно интересуются проектом. Это простые граждане в разных странах мира. Часть инвесторов получила право посадить в парке свою яблоню с именной табличкой – так что наш сад не может быть маленьким.
Конечно же, и наша создаваемая транспортная система требует значительных размеров. Если проложить трассу недостаточной длины, то по ней не сможем разогнать подвижной состав до заявленной скорости. А нам нужно показать реальный результат. Без этого нельзя получить сертификаты, нельзя строить струнные системы для промышленной эксплуатации.

В Минске строят опоры для ноу-хау

– Что еще уже построено в вашем парке? Что планируется?


– На нашей опытно-промышленной площадке мы покажем весь комплекс инноваций SkyWay (более 100 ноу-хау). У нас есть строительный проект, выполнены геодезические изыскания. Построено бетонное основание анкерной опоры. Оно же становится базой для возведения трехэтажного пассажирского пересадочного узла.
Установлен целый ряд промежуточных опор. В конце пути намечена еще одна анкерная опора. Здесь пересадок не будет: подвижной состав просто развернется и поедет назад.
Анкерные опоры – это сооружения, которые должны напрягать струнные конструкции. А задача обычных опор – поддерживать путь. Дополнительную прочность струнам придадут ажурные фермы. Таков прообраз будущей скоростной дороги. Первая очередь спроектирована длиной 1 км (это расстояние между двумя анкерными опорами), в дальнейшем участок пути продлевается на 15 км, и тогда юнибус можно будет разогнать на середине трассы до 500 км/ч.
Другие типы опор предусмотрены для городского варианта и грузовой трассы. Для доставки грузов мы планируем протестировать специальные модули – юнитраки.

– Очень хотелось бы прокатиться на юнибусе в «ЭкоТехноПарке». Когда это может произойти?

– Это во многом зависит от объемов финансирования. Мы не можем подгонять инвесторов. Тем не менее надеемся, что уже в конце 2016 года представленный на выставках подвижной состав можно будет опробовать в деле.

– Как будет управляться система передвижения с помощью струнных технологий?

– Для этого предусмотрены автоматические системы управления, которые включают в себя широкий спектр беспроводных коммуникаций (ГЛОНАСС/GPS, Wi-Fi). Подвижной состав предполагается оснастить видеокамерами, радарами и датчиками. Кстати, это не только способ повысить безопасность перевозок, но и еще одна возможность сократить эксплуатационные затраты транспортной системы.

– В Вашем проекте все продумано до мелочей. Его уже сложно называть «великой транспортной утопией», как об этом пишут иногда в сети интернет. Но почему к Вам многие относятся так недоверчиво?

– В 1895 году британский математик и физик, президент Королевского общества лорд Кельвин тоже говорил, что «летающие машины весом тяжелее воздуха невозможны!». А Уильяма Боинга, конструктора самолетов, правительство США вообще объявляло в свое время преступником. В России когда-то не верили в пользу железных дорог и предлагали развивать гужевой транспорт.
Я часто встречаю непонимание. Раз семь у меня отнимали весь бизнес. И мне приходилось начинать с нуля. Меня не раз объявляли шпионом. В разных странах заводили уголовные дела.
Век назад никто не заметил первый простенький и непрезентабельный автомобиль, а он затем изменил мир. Точно так же сейчас можно не заметить концепт SkyWay, а он снова изменит мир, сделав его более безопасным, экологичным и комфортным.

Беседовал Александр Солнцев